Меню сайта

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ                                   

  Стандарт  Дошкольного образования: главный принцип — не навреди

       Федеральный закон «Об образовании в РФ» опре­делил новый статус дошкольного образования как уровня общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь­ного образования (ФГОС ДО) разработан и представ­лен для широкого обсуждения. Заметим, что такое в до­школьном образовании появились впервые.                                                                                                                                                                                     Для разработки стандарта приказом Министерства образования и науки РФ была создана рабочая группа под руководством академика А. Г. Асмолова. Члены ра­бочей группы — эксперты в области образования опре­делили цели стандарта.

Цели стандарта

— Обеспечение государством равенства возможно­стей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

— обеспечение  государственных гарантий уровня качества образования на основе един­ства обязательных требований к условиям реа­лизации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

— сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относи­тельно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

  • обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

  • обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

  • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

  • формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Также обоснованы главные принципиальные позиции построения стандарта:

— специфика дошкольного детства и поддержка его разнообразия;

— сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

— полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;

— создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответ­ствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

— содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их вза­имодействия с людьми, культурой и окружаю­щим миром;

— вариативность организации дошкольного образования.

Таким образом, был найден новый подход к созданию стандарта дошкольного образования с иных позиций, отличающихся от стандарта общего и профессионального образования.

Образовательный процесс в дошкольном учреждении строится в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).    
в 2022 году в ФГОС были внесены изменения 
Он представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»