ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Стандарт Дошкольного образования: главный принцип — не навреди
Федеральный закон «Об образовании в РФ» определил новый статус дошкольного образования как уровня общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) разработан и представлен для широкого обсуждения. Заметим, что такое в дошкольном образовании появились впервые. Для разработки стандарта приказом Министерства образования и науки РФ была создана рабочая группа под руководством академика А. Г. Асмолова. Члены рабочей группы — эксперты в области образования определили цели стандарта.
Цели стандарта
— Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
— обеспечение государственных гарантий уровня качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
— сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт направлен на решение следующих задач:
-
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-
обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
-
обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
-
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
-
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
-
обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
-
формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
-
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Также обоснованы главные принципиальные позиции построения стандарта:
— специфика дошкольного детства и поддержка его разнообразия;
— сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
— полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;
— создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
— содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
— вариативность организации дошкольного образования.
Таким образом, был найден новый подход к созданию стандарта дошкольного образования с иных позиций, отличающихся от стандарта общего и профессионального образования.
Образовательный процесс в дошкольном учреждении строится в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
в 2022 году в ФГОС были внесены изменения
Он представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.