Меню сайта

Проект "Лаборатории одаренных дошколят" в рамках гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 19-1-024074

при поддержке региональной общественной организации в сфере просвещения и социальной помощи "Народный университет"

В Ярославле  4 декабря 2019 г. состоялась итоговая научно-практическая конференция по итогам уникального проекта «Лаборатории одаренных дошколят».

Проект был реализован совместными партнерскими усилиями Ярославской региональной общественной организацией в сфере просвещения и социальной помощи «Народный университет»,   МДОУ «Детский сад №101» города Ярославля, филиалом Российского общества «Знание» в Ярославской области при финансовой поддержке Фонда Президентских грантов на развитие гражданского общества.

Участники творческого коллектива:

организаторы:

  • Белова Ирина Владимировна – заведующий МДОУ «Детский сад №101»;
  • Головчанов Сергей Станиславович – председатель ЯРО «Народный университет», директор филиала Российского общества «Знание» в Ярославской области, кандидат социологических наук;
  • Девяткина Марина Анатольевна – методист, старший воспитатель «МДОУ «Детский сад №101»;
  • Таргонская Татьяна Владимировна – менеджер проекта, методист, старший воспитатель«МДОУ «Детский сад №101»;
  • Ульянова Нина Александровна – менеджер проекта, руководитель организационного отдела ЯРО «Народный университет».

педагоги ДОУ:

  • Астрономия – Сахарова Елена Борисовна;
  • Биология – Маврина Елена Юрьевна;
  • Физика – Паскарь Анжела Васильевна;
  • Химия – Некрасова Наталия Леонидовна.

Миссия проекта: развитие интеллектуальных способностей,любознательности дошкольников средствами физико-химического экспериментирования, биологии и астрономии в условиях экспериментально-исследовательских лабораторий; повышение образовательного процесса детского сада в познавательном направлении.

Цель проекта: разработать и апробировать в рамках МДОУ «Детский сад № 101» организационно-управленческую модель образовательной сети «ЛАБОРАТОРИИ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЯТ», обеспечивающей формирование и развитие компетенций дошкольников в области естествознания (биология, физика, химия, астрономия).

Образовательная сеть «Лаборатории одаренных дошколят» стала Первой настоящей исследовательской площадкой для дошкольников,  представляет собой открытую систему лабораторий с различными формами образовательной деятельности в области физики, астрономии, химии, биологии.

Проект запустил эффективные механизмы мотивации всех участников образовательного процесса и оснащение Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 101» специализированным оборудованием для развития у дошкольников экспериментально – исследовательских компетенций.

Здесь через специально организованную образовательную деятельность, способствующую развитию интеллекта, дети успешно раскрываютсвой потенциал и активно применяют его на практике. Специальные авторские  программы, ориентированные на  детей  с высокой познавательной активностью и интересом к исследовательской деятельности,  дают возможность дошкольникам не только получать дополнительное образование, но и учиться с интересом.

Образовательная сеть «ЛАБОРАТОРИИ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЯТ» стала очень востребованной среди детей и их родителей (законных представителей).

Участниками проекта были разработаны и апробированы программы дополнительного образования по всем направлениям образовательной сети «ЛАБОРАТОРИИ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЯТ» – физика, химия, биология, астрономия.

Программы прошли экспертную оценку в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского на кафедрах химии и биологии естественно-географического факультета, в Ярославском институте Педагогики и Психологии, в Институте развития образования Ярославской области и в Центре оценки и контроля качества образования Ярославской области.

Рецензенты программ:

  • Разумова Анжелика Борисовна, кандидат химических наук, декан естественно-географического факультета Ярославского Государственного Педагогического Университета им. К.Д.Ушинского.
  • Репина Алевтина Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Экономическая теория и менеджмент», заместитель директора Института педагогики и психологии Ярославского Государственного Педагогического Университета им. К.Д.Ушинского
  • Назарова Инна Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей педагогики и психологии Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области Институт развития образования.
  • Королева Светлана Валентиновна, специалист Центра оценки и контроля качества образования Ярославской области.
  • Соколова Наталья Борисовна, специалист Центра оценки и контроля качества образования Ярославской области.

Программы были рекомендованы для образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Достижения детей:

Проект носил достаточно массовый и репрезентативный с  точки зрения его дальнейшей трансляции  характер: всего было охвачено 198 детей старшего дошкольного возраста.

Анализ графика достижения детей:

  • Начало проекта: знания детей по направлениям были не более 40%
  • Окончание проекта: знания детей по направлениям достигли высоких показателей и приблизились к 100% усвоения программы.

У детей сформировался устойчивый навыки по планированию и проведению исследовательской деятельности, количественному и качественному анализу информации, выявлению и систематизации законов и явлений природы, трансляции полученных результатов и первый опыт проектирования своей исследовательской деятельности и работы над собственными мини проектами.

Для оценки качества предоставляемой услуги  было проведено анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников.

98% родителей полностью удовлетворены работой образовательной сети «Лаборатории одаренных дошколят» и 2% родителей частично удовлетворены предоставляемой услугой.

Перспективы:

Открытие подобных центров дополнительного образования диктует само время.

Приоритеты развития дополнительного образования детей и переход в новое качественное  его состояние на сегодняшний день является одной из приоритетных задач нашего государства.

Для успешной организации подобных образовательных сетей в дошкольных образовательных учреждениях необходимо создать условия для реализации вашего проекта, определить основные направления будущих образовательных программ и их ресурсное обеспечение. Также очень важно четко определить механизмы реализации проекта и систему мероприятий, которые позволят достичь ожидаемых результатов при условии четкого понимания показателей и индикаторовэффективности  инновационного  развития программы.

Образовательная сеть «ЛАБОРАТОРИИ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЯТ» стала новой ступенью развития дополнительного образования детей до 7 лет на базе дошкольных образовательных организаций.

Описание организационно- управленческой модели кластера «ЛАБОРАТОРИИ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЯТ»

Структура «ЛАБОРАТОРИИ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЯТ» -  кластер, в который входят лаборатории, функционирующие на базе дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 101». В нашем случае, кластер – открытая система образовательных лабораторий с различными формами образовательной деятельности в определённых областях естествознания (физики, астрономии, химии, биологии).

К основным функциям образовательного кластера «ЛАБОРАТОРИИ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЯТ» можно отнести:

-создание сферы эффективных образовательных услуг, своевременно удовлетворяющих спрос населения;

-создание социальных и учебно-познавательных мотивов для выпускников дошкольного учреждения;

-совершенствование современных образовательных технологий;

-обеспечение разработки нормативно-правовой базы взаимодействия с социальными партнёрами.

Модель педагогического кластера представляет собой целостное образование, включающее в себя организационный, управленческий, содержательный, материально-технический уровни, позволяющие четко представить целенаправленный процесс развития партнерства, с целью повышения качества образования обучающихся дошкольного учреждения.

1. Организационный уровень

Организация деятельности по программе дополнительного образования предполагает обеспечить выполнение требований к оптимизации экспериментально-познавательной нагрузки на ребенка в течение дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого было составлено единое расписание образовательной деятельности   детей в режиме работы детского сада.

Каждое направление кластера проходит  1 раз в неделю. Направление обучения в кластере определяет родитель (законный представитель) воспитанника.  Продолжительность занятий – 25 – 30 минут (в зависимости от возраста детей). При желании каждый родитель, чьи дети посещают факультатив, может присутствовать на занятиях.

Учебный план разделов дополнительной образовательной программы для детей

Направление

 

Количество учебных часов, отводимых на освоение разделов программы

в неделю

в год

всего часов по программе

Лаборатория

«Биологических исследований»

1

36

36

Лаборатория

«Физических исследований»

1

36

36

Лаборатория

«Химических исследований»

1

36

36

Лаборатория

«Астрономических исследований»

1

36

36

2. Управленческий уровень

Технологии управления качеством образования в условиях работы образовательного кластера «ЛАБОРАТОРИИ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЯТ» в МДОУ «Детский сад № 101» – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности образовательной организации (разработку стратегии, управление по целям, организацию дополнительных образовательных услуг, маркетинг и т.д.).

1. Определение приоритетов в управлении:

- регулирование качества воспитательно-образовательных услуг детского сада (подбор и реализация эффективных дополнительных образовательных программ по естествознанию; реализация эффективных технологий, обеспечивающих качество образования); 

- регулирование профессионального уровня педагогического состава (повышение профессиональной компетентности педагогов).

-  регулирование качества развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Управленческий уровень реализовывался в нашем проекте благодаря: Матричной структуре управления кластером (проектом) «Лаборатория Одаренных дошколят»

Эта структура позволяет оптимизировать процесс управления и создать предпосылки для повышения эффективности воспитательного процесса.

Так же в данной структуре управления, добавление нового элемента (новой лаборатории) улучшает ее работу, а изъятие (исключение лаборатории) не приводит к фатальным последствиям, т.е. не нарушает общей целостности кластера.

Данная Модель управления повышает качество образования:

Для руководителя – это:

- успешность совместной деятельности педагогов и детей;

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- эффективность дополнительных образовательных программ, и увеличение интереса к образовательному кластеру «ЛАБОРАТОРИИ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЯТ»;

- удовлетворенность потребителей и их высокая оценка эффективности деятельности;

-повышение престижа детского сада, способствующего успешному развитию организации;

- рациональное использование материально-технического оснащения ДОУ.

Для педагогов – это: 

- успешная реализация педагогического потенциала и повышение профессиональной компетенции;

- высокое усвоение содержания дополнительных образовательных программ всеми детьми и успешное их развитие в деятельности;

- положительная оценка педагогической деятельности руководителями администрацией ДОУ;

- партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников в рамках деятельности образовательного кластера «ЛАБОРАТОРИИ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЯТ»;

- рациональное использование учебного и рабочего времени в освоении образовательной программы дополнительного образования.

-обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми материалами, пособиями оборудованием.

Для детей– это:

- обучение в интересной для них игровой форме без утомления и разочарования;

- партнерское взаимодействие с педагогами и другими детьми в рамках деятельности образовательного кластера «ЛАБОРАТОРИИ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЯТ»;

- сохранение и укрепление своего природного здоровья;

- успешность обучения и реализация себя, как личности исследователя;

Для родителей– это:

- эффективное обучение и развитие способностей детей;

- партнерское взаимодействие с педагогами и своими детьми в рамках деятельности образовательного кластера «ЛАБОРАТОРИИ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЯТ»;

-сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей;

-поддержание детской инициативы и желания детей обучаться.

3. Содержательный уровень

Кластерный подход к организации образовательной деятельности:

Кластер объединяет в себе ряд лабораторий, позволяющих осуществить работу с детьми через образовательную сеть «ЛАБОРАТОРИИ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЯТ», способствующую формированию и развитию у дошкольников навыков поисковой, экспериментально – исследовательской деятельности («мини обсерватория», теплица, лаборатория для занятий физикой и химией).

Кластер предполагает следующие формы работы:

для педагогов и родителей – занятия, события, программы, конференции, семинары, мастер-классы, педагогические мастерские, презентации и т.д.;

для дошкольников – развивающие занятия познавательного характера, которые развивают продуктивные формы мышления, стимулируют интеллектуальную активность и любознательность ребенка.       

В предлагаемой модели кластера «ЛАБОРАТОРИИ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЯТ» в качестве профильных направлений предлагается определить следующие лаборатории в старшей и подготовительной группе ДОУ:

Лаборатория Биологических исследований Лаборатория Физических исследований Лаборатория Астрономических исследований Лаборатория Химических исследований

 4. Материально- технический уровень

-Для проведения занятий по экспериментально – исследовательской деятельности необходимо специальное оборудование по всем напрвлениям кластера

- Теплица

- Метеоплощадка СТАНДАРТ (МП-001), приобретена благодаря софинансированию бюджета ДОУ и Гранта

Надеемся, что представленная организационно – управленческая модель кластера «ЛАБОРАТОРИИ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЯТ» в МДОУ «Детский сад № 101», позволит получитьагрегирующий эффект, направленный на расширение количества потребителей, что даст возможность улучшить качество предоставляемых услуг, а так же эффективнее использовать ресурсы и время образовательной организации.